На большей части территории России зимы холодные и снежные. И это вносит свои коррективы в содержание дорожного полотна. Сильные перепады температур и морозы ускоряют разрушение дорог, гололедица замедляет скорость движения и повышает аварийность, толстый слой снега порой делает дороги физически непроходимыми.
В результате снижается пропускная способность транспортных путей. Как следствие, людям становится сложнее добираться на работу или учебу и домой, аварийным службам — к тем, кому нужна их помощь, продуктам и другим товарам — в магазины и т.д. Чтобы минимизировать последствия — дороги нужно убирать. Рассказываем, каким образом и по каким правилам это происходит.
Главной задачей зимней уборки дорог является организация безопасного проезда. При этом желательно минимизировать перерывы в движении, простои или сильное замедление скорости движения транспортных средств. Но обеспечение безопасности остается самой важной целью.
И это означает не только удаление снега и льда с их поверхности по факту выпадения осадков. Необходим целый комплекс работ, включая предварительную подготовку к зимнему периоду, организацию дежурств и взаимодействия между ведомствами для оперативного реагирования на изменения погоды, мероприятия по ограничению или остановке движения в случае таковой необходимости.
Погодные явления на дорогах зимой
Вот с чем приходится сталкиваться коммунальным и аварийным службам при зимней уборке дорог:
- Спокойный снегопад. Под этим подразумевается выпадение небольшого количества сухого снега (в среднем высотой до 5 см) в безветренную погоду, ложащегося ровным слоем.
- Сильный снегопад. Интенсивное выпадение снега, слой которого может достигать толщины в 1 метр. Ситуация усложняется, если снег не сухой, а мокрый, потому что в таком состоянии он плотнее, тяжелее и сложнее для уборки.
- Низовая метель. Означает перенос снега ветром в отсутствие осадков с неба на расстояние до 10 м. Слабая низовая метель с дальностью переноса не более 20-30 см называется поземкой.
- Верховая метель. Перенос снега на более значительные расстояния по земле и вверх, сочетающийся со снегопадом.
- Двойная метель. Сочетание верховой и низовой метелей. Такое погодное явление является самым опасным для движущегося транспорта и самым сложным для работы коммунальных служб.
- Гололед, гололедица и накат (тонкий укатанный слой свежего снега), приводящие к скользкости дорожного покрытия. Особенно опасны на участках дорог со спусками и подъемами, близостью склонов.
- Наледь или снег на дорожных знаках и светофорах. Хотя эти явления не связаны напрямую с состоянием дорожного покрытия, они тоже влияют на безопасность дорожного движения, потому что препятствуют нормальному восприятию информации водителями и пешеходами и могут привести к аварийным ситуациям
Нормативные документы
Правила зимней уборки дорог регулируются двумя основными нормативными документами.
- ГОСТ 33181-2014. Устанавливает основные требования к зимнему содержанию дорог. Действует на территории РФ и ряда стран СНГ.
- ГОСТ Р 50597-2019. Содержит нормы по состоянию трасс с точки зрения их безопасности для передвижения, том числе в зимнее время. Принят только на территории РФ.
Дополнительно регионы и муниципалитеты вправе вводить свои локальные правила и нормы, но они не должны противоречить этим ГОСТам.
Приведенные нормативные документы в обязательном порядке действуют для федеральных, региональных, межмуниципальных и частных дорог общего пользования. Для подъездов к частным домам, частных дорог необщего пользования, улиц внутри СНТ и придомовой территории они носят только рекомендательный характер. Для них нормативы устанавливаются частными договорами, внутренними правилами СНТ, правилами благоустройства жилого фонда и т.д.
Ответственные за зимнюю уборку дорог
На федеральном уровне процессом управляет Министерство Транспорта в лице подчиненной ему организации — Росавтодора. Оно разрабатывает и выпускает нормативные документы, контролирует соблюдение приведенных в них правил, рассчитывает финансирование и следит за целевым расходованием средств.
На уровне регионов РФ ответственными организациями выступают органы управления дорожным хозяйством. Они занимаются такими вопросами как:
- Приобретение спецтехники и средств для обработки дорог.
- Контакт с метеорологическими службами для оперативного получения информации об изменении погодных условий.
- Взаимодействие с ГИБДД по вопросам безопасности использования дорог зимой.
- Подбор подрядчиков для непосредственного выполнения работ, расчеты с ними и контроль результатов их деятельности.
- Формирование отчетности для Росавтодора.
Исполнителями выступают коммерческие или муниципальные предприятия. Их задача — оперативное реагирование на изменение погоды, уборка дорог в рамках необходимых сроков, при необходимости организация дежурств, взаимодействие с ГИБД и другими службами на местности.
Правила очистки от снега различных территорий
Нормы и правила зимней уборки зависят от важности и проходимости места. Иными словами, федеральная трасса или центральная пешеходная улица будут для коммунальных служб более приоритетными, чем маленькая грунтовка в малонаселенном селе или сквер на окраине города.
Очистка дорог
В зависимости от значимости, количества и ширины полос, суточной проходимости и ряда других факторов автомобильные дороги делятся на категории от I до V.
- На большинстве трасс (до III категории включительно) не должно скапливаться более 1 см рыхлого или 2 см талого снега.
- На остальных дорогах этот норматив менее строгий — слой не должен быть больше 2 см для рыхлого или 4 см для талого снега.
Если количество снега не превышает этих максимально допустимых значений, то уборку можно начинать после завершения выпадения осадков. Если толщина снежного слоя больше, снегоуборочная техника должна начать работать во время снегопада и продолжать это делать до наступления ясной погоды.
Очистку необходимо проводить до уровня дорожного полотна (асфальта, бетона и т.д). Исключение составляют дороги с нагрузкой менее 1,5 тысяч автомобилей в сутки или с грунтовым, щебеночным либо гравийным покрытием. На них можно временно оставить уплотненное снежное покрытие при условии морозной погоды, обработки средствами от гололеда и контроля отсутствия сильных неровностей. При подъеме температуры выше ноля снег будет необходимо убрать, чтобы дорога не была скользкой от большого количества воды или не «раскисла», если это грунтовка либо гравийка.
Сроки уборки зависят от типа дорог и других факторов.
Типы снега/льда | Разновидность дорог | Максимально допустимый срок устранения, в часах |
---|---|---|
Рыхлый либо талый снег | Магистрали и скоростные трасы, дороги городского значения |
3-4 |
Улицы поселкового и районного значения |
4-5 |
|
Дороги и основные проезды внутри районов |
6 |
|
Второстепенные проезды и т.п. |
12 |
|
Плотный спресованный снег (накат) или гололед | Магистрали и скоростные трасы, дороги городского значения |
4-5 |
Улицы поселкового и районного значения |
5 |
|
Дороги и основные проезды внутри районов |
6 |
|
Второстепенные проезды и т.п. |
12 |
Обратите внимание, что срок для уборки снега отсчитывается с момента окончания снегопада. А для скользкости — с момента, как информация о ее наличии получена коммунальными службами самостоятельно или от граждан.
Очистка других территорий
Для тротуаров, остановок, дорожек для пешеходов и велосипедов/самокатов устанавливаются другие требования, отличные от таковых для дорог. Учитывается назначение территорий и их проходимость.
Допускается:
- До 5 см снега на улицах населенных пунктов всех видов.
- До 8 см снега на тротуарах дорог I-II категории.
- До 12 см снега на тротуарах других видов дорог.
Как и в случае автомобильных дорог, предусмотрены нормативы по времени уборки, только зависят они от нагрузки.
Проходимость (количество человек за час) | Вид снега/льда | Максимально разрешенный срок устранения, в часах |
---|---|---|
Менее 100 | Рыхлый/мокрый снег |
3 |
Снежный накат/гололед |
24 |
|
100-250 | Рыхлый/мокрый снег |
2 |
Снежный накат/гололед |
18 |
|
Свыше 250 | Рыхлый/мокрый снег |
1 |
Снежный накат/гололед |
12 |
Срок уборки рассчитывается с момента окончания снегопада в обоих случаях.
Ко дворам предъявляются отдельные требования. На федеральном уровне они устанавливаются такими документами как:
- Правила эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 года N 170
- ГОСТ Р 56195-2014
Муниципалитеты или УК по согласованию с жильцами конкретных домов могут принимать собственные стандарты и правила, но они не могут противоречить этим нормативным документам.
Прежде всего, стоит сказать, что зимняя уборка входит в обязанности каждой УК и каждого ТСЖ.
- Уборку производят после окончания снегопада или при слое снега свыше 2 см.
- При продолжительных осадках разрешается снизить частоту уборки до 2 раз в сутки.
По аналогии с дорогами, в морозы на поверхностях с грунтовым покрытием или гравийной/щебеночной засыпкой разрешается оставить уплотненный снег при его обработке от гололеда и убрать его окончательно после потепления. На асфальте, бетоне, плитке и аналогичных покрытиях снег необходимо сразу счищать полностью.
Способы очистки дорожного покрытия
Для очистки дорог и других территорий в зимний период применяется:
- Спецтехника, оборудованная приспособлениями для сгребания, отбрасывания или сбора снега. В зависимости от типа дорог и количества осадков используются роторные, плужные, реактивные, лаповые и комбинированные типы снегоочистителей. В простейших случаях, например, для небольших дорог в сельской местности, в ход идут лопаты и метлы.
- Противогололедные химикаты в жидкой и твердой форме, которые препятствуют образованию льда и обеспечивают таяние снега. Выделяют четыре больших группы таких средств — хлориды, ацетаты, карбамиды и нитраты. Химикаты обязательно применяются на дорогах I и II категории для профилактики и для разрушения уже имеющихся снежных и ледовых образований.
- Фракционные противогололедные средства — песок, мелкий гравий, смесь песка и гравия, шлак, зола. Они создают на дорогах шероховатую поверхность, тем самым препятствуя скольжению. Для увеличения сцепления со снежно-ледовой массой их зачастую подогревают во время хранения, погрузки или распределения на дороге. Фракционные средства используются на дорогах III-V категорий, а также в тех случаях, когда применение химикатов невозможно или запрещено.
- Комбинированные ПГМ, которые представляют собой фракционные средства с обработкой противогололедными химикатами для повышения их эффективности.
Вывоз и утилизация снега при зимней уборке дорог
Недостаточно просто сдвинуть снег с поверхности дорог и обработать ее противогололедными средствами. Он может мешать движению людей и транспорта, загрязнять воду и почву реагентами, подтапливать территории, здания и сооружения при таянии. Поэтому в большинстве случаев его необходимо собирать и правильно утилизировать.
При очистке дорог категорий от IA до IB, а также в случае, если снежные валы мешают транспорту и пешеходам снег вывозят сразу. С остальных улиц его надо убрать в течение 6 дней, кроме второстепенных улиц в жилой застройке — там на вывоз отводится до 12 дней.
Далее собранный снег поступает на снежные полигоны или снегоплавильные пункты. Там он естественным образом тает или принудительно плавится. Воду фильтруют от случайно попавшего при сборе снега мусора, очищают от противогололедных химикатов — и сливают в ливневую канализацию.